На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Поболтаем ...

18 026 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Пантелеев
    А я бы разрешил жене, и удовольствие и все окей.Жена-проститутка ...
  • Владимир Пантелеев
    хорошая подборка. Раз жене нравится и я не против. Пусть пользуется и удовольствие и заработок)))Жена-проститутка ...
  • Евгений Рошаль
    В порядке обсуждения... последний, в частности, куплет исполняю так: ......проверять (Аm), Глобальный старец, ты не е...Александр Маршал:...

Оскорбленные чувства верующих и ослопоклонство

Меня поражают разговоры про «оскорбленные чувства верующих». Как будто верующие — вроде благородной девицы XIX века, которую оскорбляют такие слова, как «высморкаться», «уборная», «поцелуй» или «подмышки». Услышат что обидное, сразу оскорбятся — и в слезы. Это какой-то экклесиогенный невроз.

 

На самом деле, это обращение к власти, когда обиженные знают, что сила на их стороне, а оскорбленность становится юридическим капиталом.

 

Совсем недавно, еще в 1980-х, верующие СССР вовсе не знали, что у них бывают подобные чувства. Там, где христиан реально преследуют и убивают, верующие не жалуются на «чувства». Это можно себе позволить только при господдержке.

 

Можно найти массу интересных сюжетов с оскорблением чувств в истории недавней или древней.

 

Граффити Алексаменоса

 

Вот первое, вероятно, из дошедших до нас визуальное оскорбление христианской веры, карикатура, нацарапанная на стене (это одновременно одно из первых изображений распятого Иисуса) дома в Риме на Палатинском холме:

 

 

И еще раз то же самое, но яснее:

 

 

 

 

Картинка II–III века н. э. снабжена подписью (на не совсем правильном греческом): Алексаменос поклоняется Богу.

 

Тут на кресте в форме Т находится человекообразное существо с ослиной головой, а внизу стоит человечек (вероятнее всего, Алексаменос), посылающий распятому нечто вроде воздушного поцелуя (жест поклонения).

 

Кто-то (возможно, это было помещение стражи, хотя трудно судить наверняка) хотел поиздеваться над своим товарищем-христианином. Мы не знаем, что ответил Алексаменос. Правда, в соседней комнате на стене другой рукой на латыни написано: Алексаменос верен. Мы этого не знаем, мы только можем с уверенностью сказать, что оскорбленный не подавал в суд на обидчика. Потому что сам Крест, распятие, решительно оскорблял чувства других верующих, как язычников, так и иудеев.

 

По иронии судьбы данное кощунство стало для христиан очень важным (более значимым, чем многие реликвии) свидетельством о том, что в Риме второго-третьего века люди с улицы, тогдашние «гопники», знали кое-что о христианской вере. В частности, они понимали, что христиане придают огромное значение Кресту (хотя бы как символу).

 

Оскорбленные чувства Тертуллиана, или «Мы посмеялись»

 

Ослиная тема вынуждает вспомнить о горячем христианском апологете Тертуллиане, писавшем примерно в то же время. В двух книгах он говорит о мнении окружающих, которые считали, что христиане поклоняются ослиной голове. В своей Апологии Тертуллиан говорит: «Ибо и вы, как некоторые, воображаете, что ослиная голова есть наш Бог. Повод к такому мнению подал Корнелий Тацит. … [Он рассказывает, как Тацит приписывал поклонение ослиной голове иудеям, и о том, чему поклоняются язычники] Но недавно появилось в этом городе совершенно новое изображение нашего Бога. Один гладиатор по найму выставил картину с такою надписью: Deus christianorum Onocoetes. Этот бог имел ослиные уши. На одной ноге у него было копыто, в руке он держал книгу, одет был в тогу. Мы посмеялись и над именем, и над изображением».

 

Как показывает этот пример, реакции на «оскорбленные чувства» могут быть разными. «Мы посмеялись» Тертуллиана — тут куда больше свободы. Но, возможно, воспаление чувств верующих плохо сказывается на чувстве юмора.

Михаил Завалов

©

Картина дня

наверх