Читая сказки, в которых есть волшебные существа, мы редко задумываемся, откуда взялись эти образы и какое послание сочинители нам пытаются через них передать. На самом деле и образы, и скрытый в них смысл – не что иное, как краткий курс истории многих социальных явлений…
Что голова без шеи
В большинстве волшебных сказок при всей яркости образов иванов-царевичей и андреев-стрелков главную роль всё же играют женщины, причём как молодые, так и старые. Молодые Василисы да Марьи являются главной целью и юного героя, и завистливого царя, и министра, а то и самого Кощея Бессмертного.
Вокруг них-то вся интрига и разворачивается. С другой стороны, они являются носительницами главной мудрости, наставляют своих мужей и женихов, как им действовать, приговаривая про утро, которое вечера мудренее. А если не хватает своей мудрости, посылают мужей к матерям да тёткам в леса, т.е. к старой женщине, Бабе Яге.
Та уж точно знает: что делать, куда идти. Эта пара – молодая и старая женщины, дочка и мать, всё и решают в конечном счёте. Именно они управляют событиями, а Иван – лишь орудие, главный исполнитель их замысла и желания. Откуда такая высокая роль женщин в волшебных русских сказках? Может быть, оттого, что сказки на ночь рассказывают детям женщины, а не мужчины?
Почему бы тут свою женскую значимость для детей и не преувеличить? Или это идёт от давних племенных времён, когда именно женщины были главными в религиозных культах? Или ещё глубже – уходит корнями в матриархат, через который прошли практически все культуры мира? Так или иначе, современная французская мудрость «шерше ля фам» (ищите женщину) имеет очень далёкую предысторию. Роль «женского фактора» в развитии человечества трудно переоценить.
* О * Типы. Архе типы и т.д. основные образы мира, явлений, условностей и т.д. которые управляют миром и нами. Они еще и сегодня собираются или формируются без участия или соучастия в деятельности бессознательного самого сознания. Но это еще впереди как нужное и полезное. И. Из всего набора воздействующих и действующих форм этих образов почти для всех сфер деятельности жизни особое значения имеют анекдоты как самая краткая и емкая форма по содержанию, так и более расширенная форма, это сказки и народные и более поздние но только те что идут от основ или базисов самой жизни и ее процессов. Если кто будет когда либо изучать всю жизнь и особенно ее основы, то без сказок или сказаний будет трудно построить правильное или истинное мировосприятие, мировоззрение. А это будет значит и ошибочность как таковую. Путь в два конца. Один к ошибочности или греховности и смерти. В другую сторону к безошибочности и безгреховности, а значит и жизни. Намек. Кто будет собирать и обрабатывать, доводить до современного понимания, переводить на разные языки и языки уровней развития, тот останется в истории человечества как сверх ценный деятель и культуры и цивилизации. Первое очевидно. Второе не очень, но не менее важно и ценно. * Последний абзац немного скользкий. Без женского но и без мужского мира бы не было. И при этом в равной мере не по минимуму, а по максимуму.
Дисскусии и споры с автором приветствуются.
Свежие комментарии