На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Поболтаем ...

18 026 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Пантелеев
    А я бы разрешил жене, и удовольствие и все окей.Жена-проститутка ...
  • Владимир Пантелеев
    хорошая подборка. Раз жене нравится и я не против. Пусть пользуется и удовольствие и заработок)))Жена-проститутка ...
  • Евгений Рошаль
    В порядке обсуждения... последний, в частности, куплет исполняю так: ......проверять (Аm), Глобальный старец, ты не е...Александр Маршал:...

Славянский обряд «перепекания ребенка»


Раньше на Руси почти в каждом крестьянском доме можно было встретить большую русскую печку. Это простое на первый взгляд сооружение не только могло долго сохранять тепло, готовить удивительные блюда вроде топленого молока, коптить рыбу, мясо, сушить ягоды и грибы. Дивный крестьянский кухонный комбайн еще и лечил.


В нем женщины «перепекали» больных, ослабленных детей. Младенцев, страдающих «собачьей старостью», а по-нашему - рахитом, клали на хлебную лопату и... трижды всовывали в печь, потому что считали: ребеночек появился на свет раньше, чем следовало, значит, просто не допекся в утробе матери! Иногда младенца оборачивали тряпками или даже обкладывали растянутым по его величине пресным тестом из ржаной муки. Выполняла обряд деревенская знахарка. Ну как тут не вспомнить все ту жеБабу Ягу. Кстати, сказок, в которых она действительно зажарила бы и съела ребенка, я не припоминаю. Пока малыш грелся, помощница знахарки бегала от печки до порога да приговаривала какой-нибудь из заговоров. Например: «Собачья старость, припекись в печи!», или «Как хлеб печется, так и собачья старость пекись!», или «Пеки собачью старость, пеки гораздо!»
Перепеканием лечили не только малышей, но и детей постарше. Заболевших точно так же сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печке. Считалось, что болезни вместе с дымом вытягиваются в трубу, оставляя «перепеченного» в покое.
В некоторых регионах вера в животворящую силу обряда была такой сильной, что там на всякий пожарный в печку засовывали абсолютно всех явившихся миру. Такое «перепекание» должно было сделать любого малыша сильным, здоровым и красивым.
Кстати, печка не случайно стала участницей древнего обряда. В народе считалось, что у нее много общего с материнской утробой. Например, из печи доставали хлеб. А без хлеба какая жизнь?

 

 

Кстати, этот обряд проводили не только в центральной России. Вот, например, как в 1901 г в газете Кубанские областные ведомости № 158

Существует детальное описание обряда «запекания» ребенка от сухотки, сделанное одним из дореволюционных бытописателей, которое завершается «продажей» ребенка, причем знахарка забирает его на ночь, а затем возвращает матери . «В глухую полночь, когда печь простынет, одна из баб остается с ребенком в избе, а знахарка выходит во двор. Окно в хате должно быть открыто, а в комнате темно. – Кто у тебя, кума, в избе? спрашивает со двора знахарка – Я, кума – (называет себя по имени) – Более никого? продолжает спрашивать первая – Не одна, кумушка, ох не одна; а прицепилась ко мне горе-горькое, сухотка поганая – Так ты ее, кума, выкинь ко мне! советует знахарка – Рада бы бросить да не могу, слышится из избы – Да почему? – Если выкину ее поганую, то и дите-чадо прийдется выкинуть: она у нем сидит – Да ты его, дите-то, запеки в печь, она и выйдет из него, слышится совет кумы». После этого ребенка кладут на лопату для выпечки хлеба и помещают в печь. Знахарка, бывшая во дворе, обегает вокруг дома и, заглянув в окно, спрашивает: « – А что ты, кума, делаешь? – Сухотку запекаю <…> – А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку – А чтож? – отвечает баба, - и Ванькю не пожалею, лишь бы ее, лиходейку, изжить – Ее запекай, а Ваньку мне продай». Затем знахарка передает в окно три копейки, а мать из хаты подает ей на лопате дитя. Это повторяется трижды, знахарка, обежав хату и каждый раз через окно возвращая ребенка матери, ссылается на то, что он «тяжеловат». «Ничего здорова, донесешь» – отвечает та и снова передает на лопате дитя. После этого знахарка уносит ребенка домой, где он и ночует, а утром возвращает его матери.

Этот древнейший обряд был широко распространен у многих народов Восточной Европы, как славянских, так и неславянских, бытовал у народов Поволжья - мордвы, чувашей. Сажание в печь ребёнка, как средство народной медицины, широко использовали многие европейские народы: поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы


Дореволюционный этнограф и краевед В.К. Магницкий в своей работе «Материалы к объяснению старой чувашской веры» пишет: «Вот как, например, лечили они детское худосочие. Больного ребенка клали на лопату, покрытую слоем теста, а затем закрывали его сверху тестом, оставляя лишь отверстие для рта. После этого знахарь три раза просовывал ребёнка в печь поверх горящих углей». Затем, со­гласно исследованию другого этнографа П.В. Денисова, ребенка «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака съедала покрывавшее ребёнка тесто». Во время всей этой процедуры читал ряд наговоров.


Вариантов обряда перепекания было много. Иногда ребенка обмазывали тестом, лопату с ним проносили над тлеющими углями или сажали в остывшую печь. Но было у всех и общее: обязательно на хлебной лопате и в печь, как символ огня. Возможно, в этой языческой процедуре следует видеть отголоски одного из древнейших обрядов - очищение огнем.

Когда обмазывают тестом, внутри создается влажная питательная среда, насыщенная аминокислотами. Тесто снаружи подсыхает, создавая "эффект термоса". Раньше таким способом лечили многие болезни.
От облысения -делали шапочку из ржаного теста и носили ее несколько дней. не снимая. Так же лечили суставные боли. Укутывали тестом больной сустав, а сверху, еще, завязывали шерстяным полотном или накладывали вату или ватин, чтобы было тепло.


А вообще, эта похоже на некую закалку (горячо-холодно), которая мобилизует организм на борьбу с болезнью. Согласно свидетельству старожилов, к методу «перепекания» прибегали в очень крайних случаях, после этого младенец должен был или умереть, или выздороветь. 
Случалось, что ребёнок  умирал, когда его еще не успевали отвязать от лопаты. При этом свекровь на плач снохи говорила:
«Знать, ему не жить, а кабы перенес, так стал бы, знаешь какой крепкий после этого».
 
...Вот так,  добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили  в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек... 

Картина дня

наверх