На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Поболтаем ...

18 029 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Пантелеев
    А я бы разрешил жене, и удовольствие и все окей.Жена-проститутка ...
  • Владимир Пантелеев
    хорошая подборка. Раз жене нравится и я не против. Пусть пользуется и удовольствие и заработок)))Жена-проститутка ...
  • Евгений Рошаль
    В порядке обсуждения... последний, в частности, куплет исполняю так: ......проверять (Аm), Глобальный старец, ты не е...Александр Маршал:...

Агрессия (по мотивам)

(по мотивам событий в школе 263)

1.Начнем с терминологии.

Агрессия – (биолог.определение) - эмоциональная реакция, инстинктивное, животное поведение, выражающееся в нападении (не обязательно физическом) или угрозе нападения (агрессивных демонстрациях) на особей своего (реже чужого) вида, связанное с эмоциями страха, ярости и т. п.

Аффе́кт - сильное, быстро возникающее и бурно протекающее эмоциональное (психическое) состояние чаще всего агрессивного плана, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, яркими внешними проявлениями (в т.ч. действиями), сужением сознания и снижением самоконтроля. Обычно вызванное травмирующими переживаниями. В уголовном праве человек в состоянии аффекта (если оно имело место с точки зрения судебной медицины) считается невменяемым или ограниченно вменяемым.


2.Агрессия не управляется логикой.

Давайте помнить: действия человека управляются либо «рептильным» мозгом (эмоции, физические реакции), либо лобными долями (логический контроль). Мы не можем одновременно находится под впечатлением эмоций и рассуждать логически. Так уж мы устроены. Либо одно, либо другое. Если мы не задумываемся, поступаем «на автомате», то это тоже он, «рептильный мозг». Если мы находимся в состоянии стресса, то реакция тоже будет не логичной, а «рептильной»: быстро что-то делать или замереть и притвориться мертвым. Это в нас от бесчисленного количества предков, у которых лобных долей просто не было. Скажу больше: почти 90% наших действий «не обременены» логикой (ну не думаем же мы, когда дышим)! Причем это касается как мужчин, так и женщин. Достаточно вывести человека из себя, переключить на эмоции, чтобы легко обвинить его в нелогичности. Любители манипулировать это хорошо знают. Таким образом, человек в агрессивном состоянии легко находит оправдание своим поступкам («Он первый начал», «Они все делают неправильно», «Это несправедливо» и т.п.) Но сводится всё примерно к одному: «по-другому невозможно».

Только не надо забывать - агрессия бывает разной: агрессивные мысли, слова, в т.ч. ругательства, «перенос» агрессии (это когда вместо того, чтобы бить морду подросток просто играет в агрессивные игры), агрессивные действия, не причиняющие вреда другому человеку (классическое битье тарелок) и, наконец, агрессивные действия, приводящие к нанесению физического вреда другому человеку или другим людям. Кстати, тут тоже может быть перенос: хотелось бы ударить начальника, но вынужден сдержаться, зато отсыпал подзатыльников сыну-оболтусу. Мы далеко не всегда даже осознаем, из-за чего вдруг проявили агрессию.


3. Агрессия требует достаточно серьезных энергетических затрат.

Любая агрессия – выплеск, расход энергии. Причем, обычно не малый. Битье посуды (или другого человека) требует достаточно много сил. А если пытаться сдерживать эту энергию? Тогда она идет на саморазрушение. Та самая психосоматика в чистом виде.
Ощущение, потребность в агрессии аккумулирует энергию.

Но энергия откуда-то берется. Классически мы получаем ее из пищи, вырабатываем во время сна. Обычно мы ее не копим, а расходуем на повседневные нужды. Но в случае агрессии энергия накапливается. Это чем-то похоже на сжатие пружины: чем больше сжимаешь, тем сильнее будет отдача. Значит, у агрессии должны быть причины? Да, беспричинной агрессии не бывает.
Агрессия возникает в ответ на давление, серьезное нарушение границ или как реакция утраты.

Что такое нарушение границ сейчас знает каждый не ленивый. Но всё-таки приведу пример. Фашистская Германия напала на СССР, нарушила ее границы. Жертва агрессии была не готова, не смогла защитить себя еще на границе и враг прошел по ее территории, дошел почти до самого сердца, до самого святого и важного (столицы). Чем больше оккупант проникал на нашу территорию, тем больше росла наша злость, «ярость благородная», «праведный гнев» - читай агрессия. И, когда нас задели за живое, мы мобилизовали все силы, дали отпор. И уж тогда гнали агрессора не просто до наших границ, но и дальше, до самого его сердца. И водрузили свой флаг над Рейхстагом!

Так же происходит и с каждым из нас, когда кто-то нарушает наши границы. Это могут быть физические границы, психологические или любые другие. Если они нарушаются, человек начинает аккумулировать энергию для защиты. И чем больше, чем дольше идет нарушение, чем глубже проникает враг, тем сильнее, резче, губительнее будет ответная агрессия. Да, бывает и так: вроде, по моим меркам, и не очень обидел, просто регулярно подшучивал, а для другого – серьезно, он в ответ драться полез, ружье у отца из сейфа достал. Поэтому стоит учитывать не своё представление о норме, а того, кого мы, пусть в шутку, походя задеваем.

Мне возразят: есть же психи, которые проявляют немотивированную агрессию. Не совсем так. Просто у «психов» (писхотиков, людей, с теми или иными расстройствами, заболеваниями психики) границы могут быть в неожиданных для нас местах, мы их не можем заранее угадать, оценить, поскольку они «не нормальны» для нас. И еще деталь: нормальные взрослые люди умеют переключаться, выражать свою агрессию социально приемлемыми методами, а дети, подростки и психотики – этого не умеют. Еще не умеют или не могут научиться.

Итак, вроде всё понятно: агрессия не возникает без причин, мы не можем управлять своими чувствами, отменить их, можем только перенаправить.

Попробуем разобрать недавний пример: школьник-подросток принес в школу огнестрельное оружие отца, убил учителя, полицейского, захватил заложников и был остановлен собственным отцом. Учитель – хороший, а мальчик-отличник – ненормальный? Ну это маловероятно. Агрессия беспричинно не возникает. Что делал учитель? Поддразнивал? Был несправедлив? Излишне суров? Презрителен? Не проявлял такого важно для подростков элементарного уважения, вежливости? Думаю, что-то именно из этого ряда. Если возникает конфликт между взрослым и «невзрослым» (а подросток – не взрослый), то бОльшая ответственность – на взрослом. Тем более, если он – учитель. У взрослых лучше развиты те самые лобные доли (логика, самоконтроль, выстраивание поведения и предусмотрение последствий). Это наша биологическая реальность. Да, возможно, у мальчика, как и у многих подростков, обостренное восприятие ситуации, обостренная реакция на нарушение его границ (они ведь только учатся их выстраивать!), обостренное восприятие утраты (может, было что-то, чего мы не знаем). И обучение профессии учителя предполагает знание особенностей детской и подростковой психики.

Да, поступок мальчика – неадекватен. Неадекватен ситуации. Превышает самооборону. Вообще превышает все существующие нормы и законы. Неуправляем. Но ведь именно такой и бывает агрессия. Не оправдываю: за нарушение закона надо отвечать по закону. Именно так и устроено общество. Любое. Даже доисторическое.

Можно ли этот поступок считать совершённым в состоянии аффекта? Не думаю: оружие было принесено, поступки никак нельзя отнести к разряду «кратковременное состояние». Это – полноценная ответственность за двойное убийство, покушение на жизнь, захват заложников и т.п.

Отдельная история – позиция отца. Халатность в отношении оружия? Да, конечно. Разрешение на оружие было только У НЕГО. Не у сына, не у жены. Он не имел права даже учить сына пользоваться оружием: а мальчик явно это умел, и стрелял неплохо. Но есть и еще один аспект: воспитание. Отец должен был увидеть, когда его сыну стало трудно, когда его границы еще только начали нарушать. И встать на защиту: поговорить с сыном, разобраться с учителем. Решить этот вопрос мирно, как умеем или должны уметь мы, взрослые. Еще на ранней стадии. Не ждать, когда случиться. 

Ребята, давайте жить дружно!


Полный вариант статьи


Картина дня

наверх